Пресс-центр

Июнь 5, 2019

Вадим Кравчук о том, к чему приводят высокие инфляционные ожидания на портале Банки.ру

В России третий год низкая инфляция, по крайней мере ее официальные показатели. Тем не менее инфляционные ожидания россиян остаются крайне высокими — 9—10%. Почему народ не верит Росстату и ждет худшего? И как это неверие влияет на реальную экономику?

Считается, что высокие инфляционные ожидания приводят к реальному росту инфляции. Во-первых, потому что, ожидая роста цен, люди стараются не откладывать запланированные покупки. «Так происходило, например, в 2014 году: многие начали скупать бытовую технику и автомобили, ожидая дальнейшего ослабления рубля и роста цен», — приводит пример аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Вадим Кравчук. Во-вторых, если высокие инфляционные ожидания присутствуют у продавца или поставщика, то он сам стремится как можно быстрее повысить цену на свою продукцию. В итоге и то и другое приводит к реальному росту инфляции.

«Однако на практике так происходит не всегда, а только когда расхождение между двумя показателями (реальной инфляцией и ожиданиями. — Прим. ред.) действительно значимо либо когда речь идет об отдельных категориях товаров, чаще всего импортного производства», — говорит Вадим Кравчук. Сейчас же на практике происходит другое. «Хотя мы и видим резкий рост кредитования (люди берут кредиты у банков, торопясь купить товары дешевле), стагнация доходов не позволяет рознице существенно нарастить продажи», — отмечает Алексей Кириенко.

Высокие инфляционные ожидания заставляют Банк России держать ставки на высоком уровне. За это регулятора и его главу Эльвиру Набиуллину часто упрекают: высокие ставки не способствуют развитию кредитования, так нужному нашему бизнесу. Но, возможно, острота проблемы сейчас несколько спала. «Падение доходов населения не способствует росту продаж и развитию производства, во многих случаях лишая всякого смысла получение кредитов бизнесом», — считает Дмитрий Трофимов.

Зато, держа ставки на высоком уровне, то есть проводя жесткую монетарную политику, Банк России осуществляет таргетирование инфляции, целью которого является стабилизация цен, обращает внимание аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. «Однако трудно понять, как жесткая монетарная политика сможет снизить инфляционный рост «борщевого набора», который вызван желанием населения иметь завтрак, обед и ужин», — удивляется ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

А если цены на овощи и другие базовые продукты продолжат расти, выходя далеко за пределы официальной инфляции, то рассчитывать на снижение высоких инфляционных ожиданий у населения не стоит. «Они будут существовать до тех пор, пока реальная экономическая ситуация не станет меняться в лучшую сторону», — предупреждает Дмитрий Трофимов.

Полный текст на портале Banki.ru

К списку статей