Повлияет ли падение курса рубля на потребительские цены перед новогодними праздниками?

16.11.2018
Спикер — Вадим Кравчук, аналитик ИФК Солид.

С начала 2018 года рубль стал дешевле по отношению к доллару на 16%, в сентябре падение и вовсе достигало 23%. Основной причиной падения курса рубля является усиление внешнеполитического давления. Ряд санкций со стороны Запада уже был применен, но еще более внушительный пакет мер ожидается в ближайшее время. В ноябре рубль продолжал сдавать позиции, так как переизбранный состав Конгресса США должен был озвучить свои дальнейшие решения по России. После сообщений о том, что законодатели не успеют проработать новые санкции до начала 2019, российская валюта начала постепенно восстанавливаться. Высока вероятность того, что до января резкого ослабления рубля удастся избежать.

Ответ на вопрос — почему курс валюты важен для рядового потребителя —довольно прост. Именно подорожавшим долларом торговые сети мотивируют рост цен на продукты. Особенно актуально это в преддверии новогодних праздников, когда появляется дополнительный повод для индексации.

Если посмотреть на историю изменения курса рубля и потребительские цены, то четкая взаимосвязь прослеживается только в 2014 году, когда девальвация российской валюты приобрела пугающие масштабы. Тогда после повышения ключевой ставки Банком России до 17.5% инфляция пошла вниз. Высокая ставка означает низкую доступность заемных средств, а значит, моментально сказывается на экономической активности.

Что сдерживает рост потребительских цен?
Несколько лет назад регулятор в лице ЦБ РФ определил для себя ключевой целью уровень инфляции, отпустив курс рубля в свободное плавание. С тех пор, действительно, темпы роста цен замедлились, что видно на графике. Уровень официальной инфляции в 2017-2018 годах находится вблизи исторически минимальных значений. По итогам прошлого года она составила 2.5%, к настоящему моменту прирост составляет 3.5%, то есть с большой долей вероятности останется в пределах 4% до конца года, что являлось ориентиром для Банка России. При этом инфляционные ожидания населения составляли 8.7% на 2017 год, а сейчас находятся на уровне 9.3%, что подчеркивает разницу официальных цифр и внутренних ощущений потребителей.

Важным стратегическим выбором России стало импортозамещение. Часть товаров, ранее поступавших из-за границы, теперь производится в России. Тем самым еще больше снижается зависимость между курсом доллара и ценами на продукты и различные товары. Но высокотехнологичную продукцию мы производить не в силах, поэтому риску удорожания подвержены, в первую очередь, автомобили, бытовая техника и производственное оборудование. При этом цены на продукты питания и услуги остаются в допустимых рамках. Поэтому говорить о тотальной зависимости рынка от доллара США не приходится.

Несмотря на то, что между курсом доллара и ценами нет ярко выраженной взаимосвязи, инфляция к концу года в России может ускориться. Всему виной предновогодний фактор. Ритейлеры зачастую повышают цены, ориентируясь на календарь, а не фундаментальные факторы. Но в этом году резкий рост цен вряд ли возможен, так как в сегменте обостряется конкуренция.

У торговых сетей к тому же есть целый ряд проблем, и это наглядно прослеживается по динамике акций сектора. Капитализация основных игроков снизилась в пределах 30% с начала года. Снижаются темпы роста выручки, увеличиваются расходы из-за активного открытия новых магазинов. Падение среднего чека по итогам 9 месяцев 2018 зафиксировали «Магнит», «Лента» и «X5» (включает сети «Перекресток» и «Пятерочка»). В такой ситуации ритейлеры будут больше заботиться о потребителе и не должны допустить заметного роста цен.

Основные рекомендации для населения сейчас заключаются в уходе от валютного риска, что можно сделать, увеличив долю накоплений в евро и долларах. Также советуем заранее определиться с праздничными расходами и уже сейчас начать мониторить рынок в поисках акций и специальных предложений, которые обязательно будут.

Материал подготовлен по запросу Promdevelop.ru
Назад к новостям
  • АА- рейтинг НРА
  • >200 млрд рублей
    активов
  • >15 тысяч клиентов
  • >30 лет на
    финансовом
    рынке